В повседневной жизни нас окружает огромное многообразие лестниц. Рассмотрим некоторые интересные конструкции.

Судовые трапы (лестницы), чрезвычайно крутые, с полироваными поручнями, по которым бравые матросы скатываются на ладонях, не касаясь ступеней ногами. Здесь же следует упомянуть про сходни и веревочные лестницы как вантовые, так и забортные, по сей день присутствующие на кораблях.

Авиационные лестницы (трапы) для пассажиров, летчиков и авиамехаников. Эти лестницы сделаны на несравненно более высоком уровне конструирования и изготовления, например, в строительстве никто не потребует от лестницы герметичности, как в самолете.

Эскалаторы в метро и торговых центрах, по которым мы в спешке бежим, как по лестнице. Кстати, ступени эскалатора в метро имеют следующие размеры: подъем ступени — 200 мм, проступь — 350 мм, что соответствует шагу 200×2+350=750(1) мм.

Ландшафтные лестницы, у которых почти нет ограничений по размерам, как, например, Потемкинская лестница в Одессе. Самая большая лестница в мире построена в 1910 году для обслуживания фуникулера в Низнебане, Швейцария. Она поднимается на 1669 метров и состоит из 11674 ступеней.

Лестницы, полностью собранные из литых чугунных деталей, по свойствам материала наиболее долговечные из всех существующих.

Лестницы со ступенями из стекла. О первой такой лестнице я прочитал в конце восьмидесятых годов в статье про роскошную жизнь колумбийской наркомафии.

Чердачные раскладные лестницы, как правило, заводского изготовления. Сейчас никому и не придет в голову делать такую лестницу самому.

Алюминиевые стремянки, почти полностью вытеснившие на производстве деревянные, поскольку по металлическим можно влезть гораздо выше, они не трескаются, обладают достаточной прочностью и не гниют.

Цельнометаллические стальные лестницы, чрезвычайно распространенные на производстве. Для бассейнов их делают из нержавейки.

Компактные лестницы «самба» с утиным, гусиным, мотыльковым или переменным шагом (что есть по сути все одно и то же).

Лестницы, в конструкции которых используют элементы с трехмерной кривизной. Стоит отметить, что эти лестницы самые лучшие.

Лестницы, ступени которых высечены в каменной скале или выкопаны в грунте. По данным археологов, это самые древние лестницы. Функциональные размеры ступеней в них сильно отличаются от современных.

Винтовые лестницы. Лестница, где все забежные ступени одинаковы и есть винтовая. Они настолько неудобны, что в средние века служили последним оборонительным рубежом в башнях, когда один сильный воин с мечом в правой руке (лестницы делались левозаходными) мог сдерживать целую армию нападающих. Сейчас домовладельцы меняют винтовые лестницы на нормальные даже в ущерб площади помещения. Единственное их реальное применение — это дополнительный (не основной) путь эвакуации с верхних этажей здания в случае пожара.

Железобетонные лестницы. Проектирование и изготовление превосходно описаны в книге Йожефа Косо.

Каменные или облицованные камнем лестницы. Классические каноны их проектирования пережили даже не века, а тысячелетия. Принципы их конструирования лишь частично отражены в книге, а камнерезная технология вообще далеко выходит за её пределы. Хорошим приближением к каменным лестницам может быть облицовка специальной керамической плиткой, имитирующей форму ступеней.

Источник: «Современные лестницы», Новицкий О.В.