Специальные краны необходимы для выполнения подъемно-транспортных и технологических операций, таких как, перегрузки крупнотоннажных контейнеров, расстановки грузов в ячейки стеллажного склада, для транспортировки металла и т. д.

К специальным кранам мостового типа относят мостовые краны, козловые, полукозловые, с несущими канатами, кабельные краны, краны-штабелеры, мостовые перегружатели.

К специальным кранам стрелового типа относят стреловые, башенные, портальные, полупортальные, мачтовые, вантовые, консольные и плавучие краны.

По конструкции грузозахватного устройства и назначению различают крюковые, грейферные, штыревые, копровые, закалочные, литейные, посадочные, для раздевания слитков, ковочные и контейнерные краны.

К особенностям специальных кранов, отличающим их от кранов общего назначения, не возбраняется отнести следующие: большее цифра механизмов, вероятность выполнения значительного числа рабочих движений, которое составляет в основном от четырех до семи; ограниченное употребление в зависимости от вида переме­щаемого груза и технологического процесса, оснащение специальными грузозахватными устройствами, лебедками и другими механизмами.

Мостовые краны (грейферные, магнитно-грейферные со специальными грузозахватными устройствами, хордовые, кольцевые, радиальные, с вращающейся тележкой или траверсой, тали электрические, однобалочные подвесные и др.) используют в различных отраслях промышленности.

Краны со специальными грузозахватными устройствами используют, например, для транспортирования слябов. Они имеют большую производительность по сравнению с производительностью мостовых крюковых кранов.

Козловые краны используют на складах сыпучих грузов, на гидроэлектростанциях, в судостроительных доках. Козловой кран отличается от мостового тем, что его мост базируется на крановый путь при помощи опорных стоек, а мост мостовых кранов опирается прямо на надземный крановый путь или на крановый путь, закрепленный на балках, смонтированных на колоннах цеха или на эстакаде.

Конструкции козловых кранов сильно разнообразны. По возможности перемещения они бывают стационарными и передвижными.

Краны-штабелеры, гидравлические краны применяют в основном на складах штучных грузов. Различают мостовые и стеллажные краны-штабелеры.

Краны-перегружатели, мостовые перегружатели по конструкции без малого аналогичны козловым кранам. Их используют в основном на складах штучных и сыпучих грузов. Перегружатели имеют мост, опирающийся на две опоры, передвигающиеся по крановым путям. В различие от козловых кранов мостовые перегружатели имеют здоровый пролет, 100 м и более. Их нередко выполняют с консолями. В связи с большими температурными деформациями мостов перегружателей одну из опор типично выполняют «гибкой», т. е. эту опору соединяют с мостом с помощью цилиндрического или шарового шарнира.

При пролетах 150 м и больше масса моста мостового перегружателя создает напряжения, близкие к пределу текучести материала. При больших пролетах используют мостокабельные краны, у которых под мостом проходит несущий канат, концы которого закреплены на опорных стойках. Грузовая тележка перемещается по несущему канату. Такая конструкция крана способствует значительному снижению массы моста.

Рассмотрим область применения специальных кранов стрелового типа. Многочисленную группу этих кранов составляют портальные краны, используемые, в основном, в морских и речных портах для перегрузки штучных и сыпучих грузов судно-склад, склад-судно, а ещё на складах, в судостроении и строительстве. Портальные краны представляют собой полноповоротные стреловые краны, поворотная количество которых установлена на портале, передвигающемся по подкрановым рельсам. В портальных кранах при изменении вылета траектория движения груза приближается к горизонтальной.